Кто же написал ТОРУ

 

Кто же написал ТОРУ

Новая версия о создании Пятикнижия Моисеево



Споры о происхождении еврейского священного писания под названием Тора, или Пятикнижие Моисеево, ведутся уже долгие годы. Священнослужители и независимые ученые-исследователи остаются по разные баррикады, и каждая сторона доказывает свою собственную версию. Как известно, традиционный подход иудейских священников гласит, что все книги Торы были написаны непосредственно Моисеем, под диктовку самого Бога, и только последние несколько глав, повествующих о смерти Моисея, возможно, дописал его наследник Иисус Навин. Ученые же подходят к священным текстам без священного трепета, исследуя их происхождение на основе археологических и лингвистических находок. И надо сказать, такой подход дал ученым довольно конкретные результаты, о которых мы расскажем в этой статье.


 

Компьютер раскрывает авторство

Не далее как в 2011 году в США, на конференции Ассоциации компьютерной лингвистики, ученые представили результаты своего исследования текста Торы. Автор исследования – Моше Коппел, математик, профессор Университета имени Бар-Илана (Израиль), специализируется на компьютерной лингвистике. Несколько лет назад он изобрел уникальную программу, которая математическими и статистическими методами анализирует тексты и позволяет устанавливать их авторство с очень высокой степенью достоверности. Программа была множество раз протестирована и проверена на различных отрывках, перемешанных между собой, и компьютер всегда правильно распределял куски текстов по их авторам.

Алгоритм Коппела, как уже было неоднократно показано, с легкостью определяет не только пол автора, но и его возраст, родной язык и даже некоторые личностные характеристики. Совместно со своими коллегами Моше Коппел опубликовал в 2011 году результаты компьютерного исследования текста Торы, тем самым покусившись на самое святое иудаизма. И как оказалось, не зря.

Компьютер хладнокровно проанализировал древний текст и подтвердил теорию, которая уже давно высказывается учеными по всему миру – у Торы далеко не один автор. По большому счету, программа выделила двух совершенно разных авторов, которые приложили руку к тексту Торы. Каждый автор, по мнению ученых, на самом деле является группой авторов, причем одна группа явно принадлежит к жреческому сословию, а другая – нежреческому. По-другому эти группы были названы соответственно «Яхвист» (жрецы) и «Элохист», на основании имени, которым авторы называют Бога в своих отрывках.

Оказывается, вся Тора четко делится на две части, в одной из которых Бога называют Яхве, а в другой – Элохим. Причем эти части перемешаны друг с другом, из-за чего вся Тора в целом изобилует различными нестыковками и повторениями. Например, в Торе имеется два рассказа о сотворении мира, о договоре Авраама с Богом, об извлечении Моисеем воды из скалы и т.д. Всего 25 случаев повторов, причем зачастую одна версия не просто расширяет другую, но и противоречит ей. А если разделить Тору на текст Яхвиста и текст Элохиста, то каждый из них будет более связным и целостным, причем будет видно, что в том и другом тексте по-разному описываются одни и те же события, используется совершенно разная лексика. В результате объединения этих двух текстов источник Элохиста был значительно урезан. Видимо, «жреческая версия» как раз и является той, которая вносит расширенное, противоречащее описание многих событий.

Вся прелесть компьютерного алгоритма в том, что он абсолютно беспристрастен. На него не влияют такие социальные факторы, как вероисповедание, образование и культурное наследие. Специально для всех сомневающихся исследователи устроили программе проверку. Они дали компьютеру на анализ текст, скомпилированный из двух других библейских книг – Иезекииля и Иеремии. Программа на 100% верно разложила текст на фрагменты, рассортировав их по этим двум авторам.

Документальная гипотеза

Таким образом, алгоритм подтвердил гипотезу ученых о присутствии в Торе голосов нескольких авторов. Все они внесли разный вклад в итоговый текст пяти книг Торы, которые изначально были совершенно отдельными, независимыми произведениями. Всего, как считают ученые-библеисты, было 4 изначальных независимых источника – «Элохист», «Яхвист», «Жреческий кодекс» и «Второзаконие». Последняя книга Торы «Второзаконие», как обнаружил в 19 веке немецкий ученый де Ветте, является совершенно отдельной книгой, написанной в особом стиле, непохожем на другие четыре. Ученый предложил и свою датировку появления этой книги в Торе – 7 век нашей эры. Он сделал этот вывод на основе имеющихся исторических данных и того факта, что именно в этой книге уделяется особая роль жесткой централизации религиозной власти вокруг культа бога Яхве, чего не было прежде.

Другой немецкий ученый чуть позже отделил еще один источник, назвав его «Жреческий кодекс». В нем также присутствует авторство Элохиста и Яхвиста, а в целом он посвящен обрядовым правилам. Еще один немецкий исследователь 19 века Юлиус Велльгаузен стал автором окончательной, так называемой «Документальной гипотезы», описывающей историю и происхождение Торы.
Согласно этой гипотезе, самые древние авторы – это Элохист и Яхвист, более поздний – «Второзаконие», и наконец, самый поздний – «Жреческий кодекс». Элохист и Яхвист были объединены в один текст в 8 веке до н.э. Датировки по сей день оспариваются разными учеными, но суть остается единой – у Торы несколько различных литературных источников, написанных в разное время, и несколько авторов. Четыре источника подверглись трем редакциям, в результате чего Тора обрела современный вид. Существует также версия о том, что многочисленные противоречия в Торе объясняются борьбой между различными жреческими кланами, каждый из которых имел свое воззрение на обряды, теологию и пр.

Такая борьба, например, ярко видна в том моменте, когда люди в пустыне хотели пить, а Моисей, ударив посохом по скале, открыл им источник воды. Варианты этой истории у «Элохиста» и в «Жреческом кодексе» весьма разные. Авторы кодекса – иерусалимские жрецы-арениды, которые считают себя потомками Аарона, добавили его присутствие в эту историю, хотя у Яхвиста присутствует только Моисей. Кроме того, в кодексе в конце добавлена часть, в которой Моисей обвиняется в том, почему он и Аарон в итоге не вошли на Землю Обетованную. Якобы, Моисей стукнул по скале дважды, тем самым усомнившись в вере в Бога. У Элохиста никакой вины Моисея нет. Причина этого в том, что Моисей считается предком альтернативного жреческого клана мушитов. Потому жрецы из клана аренидов выдумали эту историю, чтобы очернить Моисея и подчеркнуть роль «праведного» Аарона.

Что было переписано?

Все эти несуразицы, ставшие следствием политической и религиозной борьбы в стане иудейских жрецов, далеко не единственный интересный момент в Торе. Ученые давно заметили, что многие истории Пятикнижия являются переработкой более древних мифов других народов. Например, история о потопе и Ное – это переработка древнего вавилонского мифа о Гильгамеше.

Есть и другие подозрительные элементы. Например, в самых древних списках Ветхого Завета вообще нет упоминаний об Эдемском саде и, следовательно, о грехопадении Евы. Об этом говорит доктор богословия Оксфордского университета Франческа Ставрокопулу, которая утверждает, что история с грехопадением была выдумана в Средние века, а Ева была оклеветана. Она же утверждает, что из Торы были намеренно «вычищены» упоминания о жене Яхве – Ашере, и о том, что Яхве стал главным еврейским богом далеко не сразу, а только пройдя через жестокую борьбу с другими древними культами и богами – Ваалом, Ашерой и Молохом. Об этом рассказано в одном из фильмов телеканала BBC из серии «Утраченные тайны Библии»



Создан 29 янв 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником

Баннер

Баннер

Интернет реклама

Интернет реклама
Яндекс.Метрика счетчик посещений